Приветствую Вас, Гость
 Тораевская церковь

 В  середине 18 века в Тораево была построена деревянная церковь. В 1769 году  «лубяная»  церковь «хоп чирку» сгорела, через 22 года в 1782 году сгорела и вновь построенная деревянная церковь.

   В 1792 году в Тораево была построена третья церковь, теперь уже каменная, тёплая, длина с колокольней 11 саженей 2 аршина, наибольшая ширина 6 саженей 1 аршин, высота до верхнего карниза 2 саженя 1,5 аршина. Эта третья церковь двупрестольная: рождества Христова и Дмитрия Солунского построена на средства прихожан из 12 селений. На церкви были две главы: главного купола и колокольни , колокольня двухярусная, высотой 7 саженей, было там 6 колоколов, один благовест весил 7 пудов. Его переливчатый серебряный звон доходил до близлежащих деревень певучим замиранием, оставляя на душе одухотворённое благозвучие.

   Церковь имела штат причта: 2 священника, диакон, псаломщик. В 1870 году церковный двор был огорожен каменной оградой с железными  покрашенными решётками. Работу выполнил житель д. Анаткасы Никита Макаров. В 1892 году крестьянин из д. Шептаки Иван Трифонов  для церкви  привёз икону со святой горы Афон (Греция).

   В 1900 году купили оцинкованное железо в 212 пудов, им перекрыли крышу и обшили наружные стены церкви. Старостой церкви долгое время работал Семёнов Алексей Семёнович.

  Ежегодный престольный праздник (Петров день) - 12 июля в честь апостолов Петра и Павла
(в день 67- ого года Рима пострадали за распространение веры во Христа: Пётр распят на кресте вниз головой, Павел усечён мечом). В Петров день крестьяне- прихожане резали барана, созывали гостей.
В с. Тораево собиралась широченная ярмарка, где массовые гуляния молодёжи, карусели, хороводы, увеселения, девушки в праздничных нарядах, как белые лебеди, завязывание знакомств, редко ярмарка проходила без похищения(умыкания) невест.

   Церковь играла значительную роль в жизни села. Многие мужчины, например, пели в церковном хоре. Крестьянин  д. Сюлово Фёдор Иванов, талантливый музыкант- самоучка, был в церкви регентом, т.е. руководителем церковного хора и иконописцем. После революции 1917 года  в Тораево одним из первых  в республике  был организован  хор.  Его история началась с выступления перед односельчанами в день первой годовщины  Октября. В репертуаре были революционные песни. Руководил хором Фёдор Иванович, он окончил  церковно- приходскую школу, учился  музыкальной грамоте у учителей местной  школы  Г. Матвеевой и С. Артемьевой.

   Сначала ходили туда одни мужчины. В 1919- 1920 годах хор начали посещать и девушки. Среди них  3 дочери  самого руководителя хора.

    Во время коллективизации Фёдора Ивановича чуть не раскулачили из-за того, что у него были лошадь, два амбара. Все-таки учли, что у него большая семья - девятеро детей, но второй амбар, как лишний, вывезли из хозяйства.  А иконы, написанные им, сохранились до сих пор в нескольких домах. На него был донос, и   ему пришлось срочно расстаться с иконами, отдать их в надёжные руки  нескольким односельчанам.

     Остались в народе песни, сочиненные Фёдором  Ивановым («Шапар кевви», «Шур уралла яш ачи» и многие другие). Его внук Николай Плагидов пошел по стопам деда: работает регентом и иконописцем церкви в Подмосковье.  Его правнучка Логинова Ольга Сергеевна, проживающая в городе Дзержинске, разработала эскиз купола церкви. Этот эскиз  пятиглавого купола  уже получил одобрение Владыки  Варнавы.

 Внучка самодеятельного композитора Ф.Иванова Багрова Таисия живет в д. Сюлово,  хранит историю своего рода, является активной прихожанкой возрождающейся церкви.

    В 1934 году церковь закрыли, колокол сбросили, церковное имущество, реликвии разграбили, красивую ограду с металлическими решётками растащили, две главы: главного купола и колокольни демонтировали и подвели под общую крышу наподобие сарая, обшивку оцинкованную сняли,  использовали на покрытие крыши школы, а также на уроках труда резали на куски, обучая учащихся жестяному делу. Две надгробные металлические плиты из чугуна, лежавшие позади церкви над могилами служителей церкви, перетащены в частные дома рядом с церковью и служили как тротуарный настил.

    Жительница деревни Сюлово Багрова  Таисия, 1939 года рождения, помнит рассказы своей матери о закрытии церкви.  Когда снимали колокол, женщины плакали, но никто не осмелился помешать: еще свежи были воспоминания о расстреле 17 крестьян  продотрядовцами в 1918 году.

   По воспоминаниям старожилов, последним священником  Тораевской церкви был отец Петр (Запольский). После закрытия церкви он служил в других приходах, был репрессирован, расстрелян.

   Только с перестройкой пришла свобода вероисповедания, свобода церковной деятельности.

   В 1990 году церковь, вернее, здание, где была церковь, передали обратно православию. Средств для восстановления церкви у прихода не имеется, хотя объявлено о сборе средств у прихожан на эти цели. Необходимо обратиться к государству, ибо ещё в сентябре 1993 года президент Чувашской республики Н.В.Фёдоров издал Указ №119 «О государственной поддержке восстановления храмов, мечетей и иных культовых сооружений».

В школьном музее Тораевской СОШ есть документы, посвящённые церкви Рождества Христова.

   Из книги «Свiяжскiй и Тетюшскiй уезды. Сведения о  приходахъ, церквахъ и причтахъ.» мы узнали некоторые данные и о Тораевской церк-ви на конец 19 века (1897 г.). В селе Тораево церковь каменная,тёплая,  построена в 1792 году на средства прихожан, двухпрестольная(престол- высокий стол посредине алтаря) : главный в честь Рождества Христова и придел во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского. ( Придел-  это добавочный боковой алтарь в церкви.(Алтарь- главная, восточная часть  церкви, отделённая от общего помещения иконостасом. А иконостас-  украшенная иконами стена.) О местонахождении церкви, расстоянии от губернского и уездного городов написано так: от Казани в 180 верстах, от Ядрина в 25 верстах, от Сюлова в 1 версте; приходские деревни - Тоишево, Сятра- касы, Анчик- касы- в 4 верстах; Анат- кассы- в 2 верстах; Ягаткина, Ой- касы, Адашево (сейчас Абашево)- в 8 верстах; Шербаши- в 6 верстах ; Шептаки, Платкина, Тойгильдино, Сяран- Сирмы – в 4 верстах; Одаркино- в 8 верстах. В книге есть сведения  о количестве дворов в приходе(1005), о количестве прихожан (мужчин- 2639, женщин- 2795).В самом  Тораеве  было 53 двора, проживало 129 мужчин и 157 женщин. Национальный состав - чуваши, только в селе Тораево проживали русские: 15 мужчин и 20 женщин.

   В приходе было несколько школ: в Тораеве, в Шептаках - школа грамоты Министерства образования, Тойшево, Шарбашах, Токшиках- церковно- приходские школы. В это время в некоторых приходах  были уже земские школы, например, в селе Хочашево в 18 верстах от Ядрина. В Тораевской одноклассной школе обучалось  15 мальчиков и 9 девочек.

   Церкви в то время выполняли и роль загсов: вели учёт новорожденных, умерших, вступивших в брак, поэтому и штат там был соответствующий. Штат, т.е. причт Тораевской  церкви состоял из двух священников, диакона, двух псаломщиков и церковного старосты. Священником был  43-ёхлетний Александр Иванович Аргентов,  окончивший курс семинарии по 2- ум разрядам. Он был законоучителем Тойшевской церковно - приходской школы, благочинный ( т.е. приличный, благопристойный). Служил с 1877 по 1879 год диаконом, с 1879 года священником, в Тораево был в должности священника с 1881 года.

   Второй священник- Алексей Иванович Подотский, 44 года обучался в высшем  духовном духовном отделении. Был законоучителем в Шептаковской и Токшиховской  школах.

Церковь успешено служила людям до 1933 года. Потом по всей стране  началось массовое их закрытие.   В селе Тораево тоже были сброшены колокола с церковной колокольни, как это происходило по всей стране. Свидетелей этих событий, естественно, не осталось, но в народе сохранилось предание, что все  участники сбрасывания колоколов и разорения церкви все умерли не своей смертью.

   В Тораевской СОШ имеются копии документов по Тораевской церкви и РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики», относящихся к 1930- 1937 годам. Также есть копия страницы из книги «Свияжскiй и Тетюшскiй уезды. Сведения о приходахъ, церквахъ и причтахъ.» (1897г.)

  По просьбе отца Фёдора, иерея (священника) церкви учительница  Тораевской   СОШ  Иванова Э.Н.  работала   в Государственном  историческом ар-хиве ЧР и обнаружила данные документы.

   О чём  же можно узнать из этих  архивных материалов?

Вот документы из фонда Ф.Р. 1041.ОП.1.Д.92.Л.1, 4, 4 об. , 5, 5 об.. 6.

   Село Тораево с 1927 по 1939 год относилось к Татаркасинскому району.

Документ от 7.11.1936 г.- это сведения о закрытых молитвенных зданиях по Татаркасинскому району.К 1936 году было закрыто 11 церквей:

1.     Ильинская

2.     Шатра - касинская

3.     Ахманеевская

4.     Б.- Сундырская

5.     Сятра- касинская

6.     Орининская

7.     Чуман-касинская

8.     Тораевская

9.     Чемеевская

10. Янымовская

11. Мало - Карачкинская

Из них переоборудованы :

1.     Ахманеевская

2.     Сятра- касинская

3.     Тораевская

4.     Б.- Сундырская

     Под что приспасабливали здания церквей?

 Из документа видно, что их в основном пытались переоборудовать под школы, но не хватало денег. РИК просит на переоборудование каждого молитвенного здания по 20- 30 тысяч рублей.

Есть документ под грифом «Оглашению не подлежит».

   Основные моменты документа:

 1) Медленно идёт работа по переоборудованию закрытых церквей для культурно просветительных целей: в Татаркасинском районе, в каковом до сих пор не переоборудовано 5 церквей (Орининская, Сятракасинская, Чуманкасинская, Тораевская и Мало- Карачкинская) , закрытие которых было оформлено в 1936 и 1937 г. г.

 2) Основной причиной непереоборудования церквей, райисполкомы выставляют довод- отсутствие денежных средств, что ни в какой степени не является уважительной причиной, оправдывающей президиумы соответствующих райисполкомов.

   Но если нет денег на ремонт, откуда могли быть переоборудованы закрытые церкви? Они , теряли свою ценность.

  3) В секретном циркуляре указывается недопустимость использования молитвенных зданий не для культурно- просветительских целей, например, как складские помещения.

      Почему же это так  волновало власти?

Ответ находится в следующих строках: «Этот существенный недочёт в работе  президиумов райисполкомов широко используется в своих интересах церковниками  и другим классово- враждебным элементом».

   Секретариат Президиума Верховного Совета Чувашской АССР предлагает:

1)     . . . к концу 1938 года закрытые церкви должны быть переоборудованы.

2)     . . . организовать надёжную охрану зданий и имущества.

3)     Развернуть все формы массовой антирелигиозной работы среди населения. . .

 

   Секретарь  Президиума подпись                                                Г. Гусев.

Верховного Совета ЧАССР                           подиись

 

      На местах старались следовать предложениям руководства. В 1938 году председатель РИКа сообщает  в Президиум Верховного Совета ЧАССР список закрытых молитвенных зданий, не переоборудованных  по Татаркасинскому району.

   Закрытая в 1933 году Чуманкасинская  церковь потребуется на преоб- разование под школу НСШ ( 30 тыс. руб.) .Тораевская, закрытая в 1933 году . потребуется  на переоборудование под клуб ( 20 тыс. руб.). На переоборудование Сятракасинской, Мало- Карачинской , Тойгильдинской тоже просили по 30 тыс. руб. .

    Жизнь показала, что переоборудование церквей спасло их от разрушения, сохранило до наших дней, уцелели хотя бы здания, без купола, крестов, икон и другого церковного инвентаря. 

   Интересно читать архивные документы, посвященные судебному разбирательству по поводу здания бывшей церкви между Тораевским сельсоветом и местным колхозом  «Пучах». Какова же причина разбирательства? Вот акт  от 15.1.1938 года о передаче Тораевским сельсоветом  здания церкви Тораевскому колхозу «Пучах» для переоборудования  под клуб и под канцелярию колхоза «Пучах». Из акта видно, что колхоз принимал здание на определенных условиях.

   Тораевская НСШ сняла крышу церкви, использовала дорогое оцинкованное железо при строительстве новой школы. Сельсовет и школа обязывались выделить более дешёвый материал для стоящего без крыши бывшего молитвенного здания: дранку (тонкие деревянные пластинки для покрытия крыши) и гвозди из средства самообложения (добровольный сбор средств на удовлетворение местных общественных нужд, установленный самим населением). Акт подписан председателем Тораевского с/совета Тимофеевым М.Т., завхозом  Тораевской НСШ  Андреевым П.А. с одной стороны и председателем с\х артели Салтыковым Г.И., бригадиром колхоза Александровым В.А., завхозом колхоза Константиновым  с другой стороны. 

  Следующий документ – это договор №77 от 22 октября 1938 года  между  колхозом «Пучах» в лице предколхоза Филиппова Е. Ф. и  Тораевским  СПО (сельское потребительское общество) в лице председателя СПО  Еремеева П. Е. Из него следует, что  колхоз сдает помещение  церкви  под пекарню и под складское помещение. Это спасло помещение от разрушения. Но здание осталось без крыши. Колхоз  подал в суд на сельсовет, чтобы взыскать  деньги за снятую крышу церкви, и выиграл дело! Решением народного суда Сундыр-ского района от 25 ноября 1938 года с  сельсовета и школы должно было быть  взыскано 614 рублей в пользу колхоза «Пучах». Но вмешалось КРУ (контрольно – ревизионное управление) НКФ (Народного   комиссариата финансов) СССР. Вот документ, который отменяет решение народного суда.                                            

     Постановление    

           Президиума Верховного Совета Чувашской АССР по Советскому району от 11 мая 1939 года
«Об отмене решения Народного суда 2-го уч. Сундырского района от 25 ноября 1938 года» :

 «Здание бывшей Тораевской церкви  после закрытия в 1934 году было передано Тораевской неполно- средней школе. После строительства новой школы это здание Тораевским сельским советом было передано  по акту местному колхозу «Пучах», тем  самым  сельский совет нарушил постановление СНК    СССР от 9. 01. 1929 г. ст. 26. Колхоз в свою очередь сдал это помещение Тораевскому СПО в аренду, что также является нарушением закона.   Колхоз «Пучах» 9 ноября 1938 года предъявляет иск к Тораевскому сельсовету на 614 рублей за снятую железную крышу для покрытия вновь выстроенной школы, и решением суда от 25 ноября 1938 года означенная сумма со счета Тораевского сельсовета списана.

  Оргкомитет постановляет:

   Просить Президиум Верховного Совета Чувашской АССР об отмене решения Народного суда 2-го участка Сундырского района, как неправильно вынесенное, и восстановить обратно сельсовету 614 рублей.

   Здание бывшей церкви оставить в распоряжении Тораевского сельсовета для использования.

                    Председатель Оргкомитета          подпись     Филиппов

                    Верховного Совета

                  Секретарь  Оргкомитета              подпись    Никитин 

    Данным решением здание церкви снова было передано сельсовету, но у сельсовета не было средств  для его содержания. Таким образом, помещение осталось за  Тораевским СПО, потом перешло к райпо и до начала 21 века называлось Домом быта. Благодаря собранным архивным материалам, в данное время Тораевская церковь получила статус юридического лица и может получать спонсорскую помощь. 
В церкви есть копии многих икон, например, Спаса Нерукотворного.

Спас Нерукотворный

  Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.
   Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.
   На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.
  На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове тер-новый венец и следы крови.

   Постепенно люди начинают возвращаться в лоно церкви. Мы внимаем не только обращению Президента, но и рождественскому посланию Патриарха Всея Руси. Кого могут оставить равнодушным слова Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы: «…Тысячи вокруг нас нужлаются в нашей любви и в нашем участии. Никто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст за других. А отдать свою жизнь – это значит каждое мгновение жизни посвятить любви творческой, смелой, любви. которая дает, не замыкается.» В районной газете появился раздел «Православные праздники», из которой видно, что в Моргаушском  районе действующих церквей уже 9. Не упомянута Тораевская церковь. А почему? Отец Фёдор объяснил, что до освящения здание бывшей церкви считается часовней (часовня - маленькое здание с иконами и , в отличие от церкви, без алтаря).

   Тораевская церковь как  часовня начала действовать в 2005 году. В старинном здании  до этого был плодокомбинат, несколько лет размещался цех по выделке шкур. Он был закрыт по причине отсутствия мастера-скорняка. Жители близлежащих деревень  проводили субботники, убирали мусор, освобождали помещение от ненужного хлама, снимали  плитку с пола, чтобы заменить его деревянным, более тёплым.  Две зимы немногочисленные прихожане мёрзли, выстаивая службу в холодном помещении без пола. Теперь многое изменилось: настлан деревянный пол, отремонтированы обветшавшие рамы окон, есть дверь, можно топить - приобретена мощная печка. Эти работы проведены  под руководством отца Фёдора (Ягушова) -в миру выпускника физико-математического факультета пединститута, ныне студента – заочника Чебоксарского духовного училища.

  Событием в жизни церкви стало вознесение креста в день великомученика Дмитрия Солунского - 8 ноября 2008 года при огромном по местным меркам стечении народа ( более 150 человек).
  В торжественной обстановке на крыше здания  установили  крест. После праздника для именитых  гостей и всех  желающих  была устроена трапеза.  

 Интересна история этого креста. Рассказывают, что, когда разрушали церковь, один из жителей Тораева унес железный крест домой: в хозяйстве всё пригодится. Но когда в семью пришла беда, когда заболел один из домочадцев, крест отнесли обратно к церкви.

 Впереди очень много работы: нужно газифицировать  здание, возвести купол здания, построить колокольню. Всё это можно будет сделать только на деньги спонсоров, добровольные пожертвования прихожан. Жители близлежащих деревень предпочитают посещать церковь по большим праздникам.  Обычно служба проходит раз в неделю, бывает 8-10 прихожан, большей частью пенсионеров. 



 После передачи здания церкви был восстановлен придел в честь великомученика Димитрия Солунского и освящен 26 ноября 2012 года, благочинным округа протоиереем Сергием Черновым

Средств на дальнейшее восстановление церкви пока нет. Но церковь уже действует, и она необходима населению. Ведь современный мир слишком коварен и жесток, и ребенок, чтобы не стать наркоманом, алкоголиком, преступником, то есть пропащим человеком, должен взрастить в своей душе ростки добра, нравственной красоты, духовного здоровья. Если же молодой человек не обладает крепким нравственным чувством, то бурное житейское море разрушит здание его жизни.

 

  Прихожане  Тораевской церкви  мечтают о том времени, когда опять зазвонят колокола. Работа по возрождению церкви продолжается.